Чип-тюнинг в Кирове

Чип-тюнинг представляет собой настройку режимов работы электронных контролеров с помощью коррекции внутренних управляющих программ (firmware). Чаще всего данное понятие применяется, когда необходима коррекция программы в блоке управления автомобильного двигателя для увеличения мощностей. Применение дополнительных электронных модулей для решения подобных задач также относят к понятию чип-тюнинг.

Основные задачи чип-тюнинга

Увеличение мощности двигателя является основной целью осуществления чип-тюнинга. Это необходимо прежде всего, если вы хотите снизить расход топлива, а также если требуется коррекция программы блока управления двигателем после того как произошли изменения в режиме работы, в параметрах или в комплектации электронных и механических элементов автомобильного двигателя, к примеру, были заменены форсунки (у новых отличается производительность) были установлены нагнетатели воздуха или же был совершён переход на другой вид топлива. Большинство автомобилей после установки газобаллонного оборудования требуют осуществления чип-тюнинга, так как происходит изменение угла опережения зажигания, корректировать который можно лишь с помощью изменения калибровок программы управления двигателем.

Одной из главных целей применения чип-тюнинга в России является исправление заводских ошибок в программах, которые особенно часто встречаются у массовых недорогих автомобилей. Чаще всего изготовители используют усредненные программы для электронного блока управления, которые не позволяют учесть особенности климата и российского топлива. Именно по этой причине на большинстве заводских машин одной и той же марки наблюдаются схожие проблемы, к примеру, у автомобиля марки Daewoo Nexia часто бывают рывки при переходе от холостого хода к движению, у автомобиля марки Chevrolet Lanos часто происходит неконтролируемый подскок оборотов холостого хода, а автомобиль марки ZAZ Sens страдает неустойчивым холостым ходом. Все данные проблемы можно с лёгкостью устранить используя чип-тюнинг.

Как делается чип-тюнинг

Существует ряд способов осуществления чип-тюнинга:
  • Изменения входных и выходных сигналов на штатный контроллер управления двигателем путём установки суб-компьютера.
  • Изменение штатной программы контроллера управления двигателем.

На выбор типа напрямую будут влиять технические возможности тюнингера, а также возможности блока управления подвергаемого тюнингу. На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется способ чип-тюнинга, когда не нужно доставать блок управления, а считывание и запись программы происходит через диагностический разъём автомобиля. Такой способ возможно применять к автомобилям с 1997 года выпуска, именно тогда началась массовая установка электрически перепрограммируемой флеш-памяти. Чаще всего применяют простое в использовании и не требующее специальных навыков программное обеспечение и аппаратные интерфейсы для чтения программы через диагностический разъём. Если же контролёр имеет срок выпуска ранее 1997 года, то для считывания и записи программы необходимо применение программатора для подобных микросхем и демонтаж микросхемы памяти, ведь сама программа находится в микросхемах ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием. Чтобы применять данный метод чип-тюнинга, мастер должен обладать высокой квалификацией и определенными умениями.

Современный интерфейс BDM (Background Debug Mode — режим фоновой отладки), который является предложением от компании Motorola и применяемый в режиме внутрисхемного программатора также представляет собой один из способов чтения и записи программы. Разумеется, такого типа интерфейс имеется исключительно в контролерах, которые собраны на базе процессора Motorola, и требует наличие специальных навыков и оборудования. Boot-режим процессора, который сходен с BDM применяется в некоторых ситуациях, когда необходимо перезаписать программу.

Ключевым моментом чип-тюнинга, как бизнеса, является исправление программ контроллеров. Наибольшее количество компаний, которые занимаются тюнингом, не исправляют те файлы, которые были считаны, а отправляют их в компании, занимающиеся непосредственной редакцией. Результат чип-тюнинга будет напрямую зависеть от умений мастера, который будет осуществлять исправление программы, и от того, насколько хорошо он знает слабые места и работу мотора. Для того, чтобы правильно отредактировать программу необходимо использование специального программного обеспечения, которое позволит найти и зарисовать в графическом виде таблицы с калибровочными данными. Параллельно с исправлением калибровочных данных также производится перерасчёт контрольных сумм программы, которые применяются для контроля над её целостностью. Также для данных процедур изредка используют специальные калькуляторы контрольных сумм.

Программное обеспечение, которое позволяет осуществлять визуальный поиск калибровочных таблиц, содержит некоторые недостатки:
  • Затруднённый поиск калибровочных констант;
  • Возможное нахождение ошибки в идентификации калибровочных таблиц (например, таблица, внешне похожая на угол опережения зажигания (УОЗ), совсем не обязательно отвечает именно за УОЗ).

Исходя из данной ситуации, возможно применение альтернативных ПО, которые представляют из себя специальные редакторы, которые в свою очередь умеют отображать в графическом виде исключительно точные таблицы и калибровочные константы для подобной прошивки. Подобное альтернативное ПО имеет в своём составе данные известных прошивок вместе с картами калибровок. Наиболее часто применяется реверс-инжиниринг для того, чтобы найти требуемые калибровочные данные и изучить алгоритмы работы системы управления, над составлением карт калибровок трудятся квалифицированные разработчики ПО. В подобных редакторах применяется автоматическая коррекция контрольных сумм при сохранении в файл отредактированной прошивки.

Наилучшей заменой микроконтроллера без использования программирования является механический чип-тюнинг.

Результаты чип-тюнинга

При применении чип-тюнинга с точки зрения увеличения мощности двигателя стоит учитывать, что при тюнинге разных моторов, а именно наддувных и атмосферных, будут использоваться разные резервы, а соответственно получится разный результат. Прибавка мощности атмосферного мотора составит около 8-12% и будет достигнута за счёт изменения топливоподачи и характеристик зажигания, в то время как прибавка мощности наддувного мотора может составить около 30-40% за счёт увеличения давления наддува. Положительным результатом изменения программы контроллера также является снижение топливного расхода.

Основным фактором влияющим на результаты чип-тюнинга является эффективность действия заводской программы управления от изготовителя. Стоит учитывать, что если при производстве автомобиля изначально в него была заложена высокая эффективность и мощность мотора, то какие-либо процедуры тюнинга по увеличению мощности не дадут особого результата, более того, они могут привести к скорому износу мотора или к значительному повышению расхода топлива.

Если при изготовлении автомобиля в программу не было заложено полное раскрытие мощностей двигателя, то в этом случае чип-тюнинг даст высокие результаты и поможет увеличить мощности мотора. К примеру, можно рассмотреть автомобиль Audi Q5, где минимальные комплектации имели двигатель 3.0TFSI мощностью 272 л.с., который после чип-тюнинга приобретал мощность в 400 л.с. Тот же самый двигатель с другим штатным программным обеспечением на Audi SQ5 с завода имеет родные 356 л.с., которые после чип-тюнинга также возрастают до 400 л.с.

Таким образом, результат чип-тюнинга может быть самым разным, он напрямую зависит от того, как эффективно производители раскрыли мощность двигателей на своих автомобилях и каков их реальный потенциал. Иные процедуры по тюнингу мотора необходимо проводить в том случае, если вас не устраивают полученные результаты по чип-тюнингу, тогда требуется затронуть технические агрегаты двигателя и осуществить механические действия над деталями и узлами мотора.